Чип-тюнинг– самый легкий и дешевый способ чуть-чуть поднять
динамику своего автомобиля. Собственно, система управления инжекторным
двигателем (ЭСУД) представляет собой компьютер, который командует форсунками,
зажиганием, бензонасосом и т.д. в соответствии с заложенной в него программой.
Еще ее называют прошивка. Ее-то нам и требуется поменять. Физически прошивка
хранится в микросхеме ПЗУ (информация в нем сохраняется даже при отсутствии
питания). Значит, надо или поменять саму микросхему, или залить новую прошивку в
нее. Мы будем чиповать, разумеется, мотор ВАЗ-2112. В нашем случае здесь стоит
ЭБУ Bosch М1.5.4.0. Что нам потребуется: 1. Прошивка. Бесплатные заводские
прошивки можно найти в Интернете. Но тут нужно сказать пару слов о мерах
предосторожности. Чип-тюнинг не является безопасным развлечением. Конечно,
никакая прошивка не заставит проскользнуть ремень ГРМ, но о таких явлениях, как
детонация и длительная работа двигателя на слишком обедненной или обогащенной
смеси, забывать не стоит. А некоторые кустарные прошивки загоняют двигатель
именно в такие режимы. Последствия не будут заметны в первый день, но потом
могут вылиться и в капремонт. Как быть? Либо купить коммерческую прошивку (1000
рублей, но бывают и подделки), либо взять бесплатную, но проверенную друзьями.
Наконец, можно самостоятельно отредактировать прошивку в программе «Чип Тюнинг
2.6» от Almisoft или даже создать собственную при помощи, например, Chip Tuning
PRO от SMS-Software – у них есть и бесплатные версии. Прошивка представляет
собой файл с расширением *.bin, который весит 64 Кбайт (двухрежимная весит 128
Кбайт, но это отдельный разговор). 2. Микросхема ПЗУ 27С512. В ней будет
находиться новая прошивка. Очень важно, чтобы она была в корпусе DIP28. Мы
используем микросхему Winbond. Цена – от 60 рублей. 3. Панелька DIP28 (широкая)
под микросхему ПЗУ. Возможно, она уже установлена в твоем ЭБУ, если нет –
советуем впаять, это намного облегчит работу с ЭБУ в дальнейшем. Цена – от 3
рублей; крутые – 20 рублей. «С нулевым усилием установки», т.е. с рычажком, –
100 рублей (можно много раз извлекать/вставлять микросхему, не рискуя повредить
ее саму или панельку). 4. Программатор. Здесь главная засада. Можно его купить,
но минимальная цена $100. Если решишь пойти этим путем, то стоит обратиться,
например, в «Чип и Дип» Тебе нужен программатор, умеющий прошивать микросхемы
27С256, 27С512. К таким относятся, например, «Мастер Про», «WizardProg-55»,
«Крот-РФ». Хочешь сэкономить, собери его самостоятельно, схемы несложно найти в
Интернете или в радиолюбительских журналах. Но если ты не планируешь делать
бизнес на чип-тюнинге, то иметь собственный программатор нет смысла. Можно
обратиться в радиомастерские, где прошьют микросхему рублей за 200. Еще лучше –
к знакомым радиолюбителям. Можно также купить программатор на паях с друзьями,
чтобы чиповать сразу несколько машин, – получится бюджетно. 5. Паяльник, припой,
флюс. Все это может и не понадобиться, это ты увидишь позже, когда откроешь ЭБУ.
Паяльник нужен радиолюбительский, мощностью 25–40 Ватт. Микросхема и панельки
Слева – микросхема, которую ты уже купил и в которую залил новую прошивку. Снизу
– панелька. Она нужна, если в твоем ЭБУ микросхема впаяна в плату и придется
покупать панельку самому. Панелька справа – с нулевым усилием установки Батарея
Перед любыми манипуляциями с ЭБУ отключаем аккумулятор Левая панель Чтобы
извлечь ЭБУ, нужно снять пластиковые панели под центральной консолью: одну
слева… Правая панель … и одну – справа Левая панель снята При снятой левой
панели виден разъем блока управления. Его необходимо снять, поддев фиксатор
отверткой и затем отводя его в сторону салона Разъем снят Вынимаем разъем из
гнезда. В дальнейшем стараемся не касаться контактов гнезда ЭБУ руками и
инструментом крепление ЭБУ справа Откручиваем две гайки крепления ЭБУ справа...
крепление ЭБУ слева … и одну слева. Теперь можно извлечь ЭБУ вместе с
пластиковым кронштейном. Кронштейн необходимо снять, открутив четыре болта
открытие блока Теперь вскрываем сам ЭБУ: аккуратно отгибаем отверткой восемь
фиксаторов, снимаем крышку блок со снятой крышкой У нас в руках печатная плата,
на которой размещены все электронные компоненты ЭБУ. Без необходимости лучше не
прикасаться к плате и элементам – они чувствительны к статическому электричеству
и могут выйти из строя микросхема ПЗУ Находим на плате микросхему ПЗУ. В нашем
случае она выглядит именно так. Твоя, возможно, будет незначительно отличаться.
В любом случае, в ее обозначении будут символы 27С256 или 27С512 (иногда вместо
«С» может быть «Е», а вместо «27» – «29»), а количество выводов микросхемы равно
28. Обязательно отметь маркером на плате, где находится первый вывод микросхемы,
он помечен сверху на корпусе углублением. Это позволит правильно установить
новую микросхему микросхема в панельке Видим, что нам повезло – микросхема уже
установлена в панельке. Вынимаем микросхему, поочередно с торцов вводя между ней
и панелькой, например, нож, и аккуратно отжимая ее вверх. Лучше сохранить
микросхему на всякий случай – если новая прошивка не заработает, сможешь вернуть
старую на место. Если оказалось, что микросхема запаяна в плату, то придется ее
аккуратно выкусить маленькими бокорезами, а на ее место впаять панельку. Следи,
чтобы панелька была правильно ориентирована: метка на ней должна быть с той
стороны, где ты оставил на плате отметку маркером. Если ты раньше никогда не
занимался пайкой, лучше не рисковать, а обратиться в любую радиомастерскую: там
выполнят эту работу за 10 минут и 50 рублей. Теперь устанавливай микросхему с
новой прошивкой в панельку, не забыв правильно ее сориентировать. Микросхема
должна быть плотно и без перекосов вставлена в панельку. Собирай ЭБУ и
устанавливай на место в обратном порядке.